История возникновения маркетинга | Вопросы маркетинга

История возникновения маркетинга

История возникновения маркетингаБеря в руки ту или другую книгу по маркетингу, невольно задаешься мыслью — как давно появилась маркетинговая стратегия управления производством и маркетинг как особая дисциплина? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать ни историки ни экономисты. Нам думается, что категория, именуемая маркетингом, существовала давно, но просто не называлась так. Существует множество предположений на эту тему. Например, П. Друкер считает, что маркетинг впервые появился еще в XVII в., и не на Западе, а в Японии. Однако перелистаем страницы истории:

■ 1792-1750 гг. до н.э. — правление вавилонского царя Хаммурапи, известного своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа, но при их чтении иногда невольно ловишь себя на мысли о том, что с ними не мешало бы ознакомиться и авторам некоторых законодательных положений и инструкций современности.

 

В них есть и «законы о собственности», и разные виды аренды (кстати, от арендных платежей освобождали при потере урожая вследствие стихийных бедствий), и условия совершения торговых и кредитных сделок. Встречаются указания о недопустимости взимания процента свыше 1/З основной суммы, регламентация соглашений о товариществах, главным образом торговых; вопросы наследования и возмещения убытков, не говоря уже об уголовной ответственности.

■ В середине IV в. правитель царства Ци основывает «Дворец наук», в котором несколько тысяч ученых создают 500 сочинений, объединенных позднее одним названием «Гуань-цзы». В нем отмечается: «Рынок — это то, по чему познают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». В этом труде высказывается ряд соображений о взаимодействии цен, налогов и денежной массы.

■ В древнеиндийском трактате середины IV в. «Артха-шастра» (наука о пользе, о практической жизни) много внимания уделено системе управления государственной казной налогами, монетным двором и т.п.;

■ 117-138 гг. — римский император Адриан ликвиди рует откупную систему сбора налога с провинций, использует казну на организацию игр и зрелищ, строительство общественных зданий и прочие нужды государства с превышением расходов над доходами.

■ В XI в. появилась «Русская Правда» — важнейший памятник древнерусского права. Первые денежные единицы Киевской Руси: гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам. Вводится разветвленная система штрафов, уплачиваемых деньгами. Это были первые налоги и сборы для обеспечения княжеского аппарата управления. «Десятина», ст. 47, открывает ряд статей, подробно регламентирующих договор займа с большей свободой для совершения ростовщических операций.
И 1086 г. — в Англии производится всеобщая поземель¬ная перепись, которая получила в народе название «Книга Страшного суда». Одна из ее целей — получение точных сведений для обложения всего населения денежным налогом.

■ 1110-1135 гг. — правление английского короля Генриха I. При нем происходит выделение «Палаты шахматной доски» — казначейства, ведавшего сбором королевских доходов и проверявшего финансовые отчеты шерифов графств.
■ XIII в. — во Франции, в городах, расположенных на реках Марне и Сене с притоками, происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, на которых активно использовались и расчеты при помощи векселей.

■ 1461 -1483 гг. — годы правления Людовика XI во Франции. Примечательны ростом королевского налога — тальи — более чем в 3 раза. В качестве низшего звена налогового аппарата в этот период выступает крестьянская община. В ней действовало правило — «сильный несет слабого», т.е. неимущие слои освобождались от налогов. Вместе тем зажиточные слои деревни имели много возможностей перераспределять налоги в свою пользу. В 1461 г. учреждается первый ломбард — кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества.

■ I 500 г. — открытие Бразилии португальцем Кабралем.В результате великих географических открытий происходит резкое расширение сферы мировой торговли. Из 510 млн км2 земной поверхности в 1400 г. европейцам были известны лишь 50. Но к 1500 г. обследованная площадь достигла 110, а еще через 100 лет — 310 млн км2. Торговые
пути перемещаются на Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

Если венецианцы ежегодно доставляли в Европу 200 т перца, то сразу после открытия морского пути в Индию португальцы стали привозить до 7000 т пряностей. Происходит резкая активизация биржевой торговли. Приходят в упадок города Италии и Южной Германии, но возвышаются Лиссабон, Антверпен, Амстердам, Лондон.
■ XVI в. — появление бирж в Италии (Венеции, Генуе и Флоренции), в Антверпене (1531), Лионе (1545), Лондоне (1566), Франкфурте-на-Майне (1585), Амстердаме (1608).

■ 1526 г. — польский ученый Н. Коперник открыл экономический закон, который был окончательно сформулирован английским финансовым деятелем Г. Грешемом в 1560 г. Согласно этому закону «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие» при их одинаковой, установленной государством номинальной стоимости.

■ 1653 г. — в России по просьбе виднейших купцов вводится единая система взимания таможенных пошлин.

■ 1688 г. — выходит в свет одно из лучших описаний биржевых спекуляций, созданное Жозефом де ла Вега, прожившим ряд лет в Амстердаме.
Вот только некоторые фрагменты истории, которые достаточно убедительно говорят о том, что маркетинг как философия бизнеса возник непосредственно с началом товарообменных операций. Между тем теория маркетинга отмечает, что маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г.; когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом.

 

Там он проводил политику, предвосхитившую на 250 лет то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно; стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства.Он ввел принцип возврата без всяких условий денег за некачественный товар, резко увеличил ассортимент товара для покупателей.

На Западе маркетинг возник в середине XIX в. Первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей — специальной работой менеджера, был К. Маккоомик (1809-1884 гг.) из Международной компании по производству уборочных машин. Он, хотя и был по образовавнию лишь механиком, ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание. Как академическая дисциплина маркетинг впервые появился в Америке: в 1905 г. В. Е. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете штата Висконсин Р. Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».

Таким образом, экономическая литература Запада считает родиной современного маркетинга США (хотя это далеко не бесспорно), а временем его рождения — начало XX в. Наибольшее распространение маркетинга как идео¬логии бизнеса и способов работы, относится к 50-60-м гг. XX столетия.

 

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets