Моделирование показателей конкуретоспособности | Вопросы маркетинга

Моделирование показателей конкуретоспособности

Моделирование показателей конкуретоспособностиКонкурентоспособность товара — ключевой фактор, когда речь идет о перспективах развития производственных фирм. Дело в том, что при разработке и производстве нового товара необходимо принимать решение о закупках или создании нового оборудования, отлаживании технологических процессов, организации сбытовой сети.

 

Затраты на это обычно в несколько раз превышают расходы на проектирование нового товара. И если этот товар окажется неконкурентоспособным, фирма понесет серьезные убытки. В этих условиях особое значение приобретает моделирование конкурентоспособности, т.е. подбор свойств товаров, наиболее полно удовлетворяющих потребности конкретных покупателей, а также экономическое обоснование его производства и послепродажного обслуживания.

 

Оказывается, что еще на стадии проектирования нового товара можно сделать важные предварительные выводы относительно конкурентоспособности такого товара. Как уже известно, все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, подразделяют на три группы: нормативные параметры, технические характеристики и экономические параметры.

 

Прежде всего проводится оценка нормативных параметров, т. е. выясняется, соответствуют ли эти параметры обязательным стандартам и нормам, установленным международными или национальными законодательными актами. Несоответствие хотя бы одного из параметров установленным стандартам делает это изделие неконкурентоспособным.

 

Превышение нормативных параметров по отношению к стандартам не считается конкурентным преимуществом перед другими изделиями. Например, для ряда сложных изделий стандартом считается надежность, определяемая 10 тыс. ч безотказной работы. Но в некоторых случаях есть принципиальная возможность достичь и 100 тыс. ч безотказной работы. С точки зрения потребителя, такой уровень параметра, особенно для изделий, морально устаревающих, в течение 3 — 5 лет может оказаться бесполезным и нисколько не увеличивает потребительной стоимости.

 

Большое значение для оценки конкурентоспособности имеют технические характеристики. Исследования рынка позволяют выявить, какие именно характеристики изделия покупатель считает для себя наиболее важными или даже эталонными и в какой степени каждая из этих характеристик соответствует эталону или приближается к нему.

 

Так, покупатели автомобилей спортивного класса считают эталонной мощность двигателя не ниже 150 л. с. Если же мощность двигателя составляет 120 л. с, такой автомобиль удовлетворяет потребность по этому параметру на 80 %.

Но при расчете /тп возникают некоторые проблемы, связанные с тем, что многие технические параметры не могут быть представлены числовыми показателями, например дизайн, удобство обслуживания и т. п. В этом случае параметры оцениваются экспертами в баллах по пятибалльной или десятибалльной шкале на основе личного опыта и результатов исследования рынка.

Чтобы лучше представить методику моделирования уровня кон курентоспособности, следует рассмотреть такой пример.

Допустим, фирма одной из стран ближайшего зарубежья ставит задачу проектирования автомобиля, способного конкурировать с автомобилем ВАЗ 21093. Для этого проводится сравнение нормативных, технических и экономических параметров.

 

Нормативные параметры — это качественные характеристик создаваемого автомобиля, которые проверяются на соответстви национальным и международным стандартам. Если на этой стади проектирования имеется несоответствие хотя бы по одному из па раметров, то его необходимо устранить, чтобы общий показател по нормативным параметрам 1НП был равен 1.

Из всего многообразия технических характеристик для наглядности выбраны лишь четыре: мощность двигателя, расход топлива (экономичность), эксплуатационный ресурс двигателя (пробег до первого капитального ремонта), дизайн (включая удобство управления автомобилем). Эксперты устанавливают этим характеристикам веса по их значимости.

 

Тогда по каждому из выбранных технических характеристик можно рассчитать частные и общие показатели:

Общий показатель /т п равен сумме частных показателей: 0,375 + 0,263 + 0,24 + 0,2 = 1,078 > 1. Это значит, что изделие фирмы на этапе проектирования по техническим параметрам превосходит товар конкурента. Затем сравниваются цены потребления создаваемого изделия и изделия конкурента. Допустим, цена потребления автомобиля конкурента Цтк = 5150 долл., а цена потребления создаваемого автомобиля Цп н = 5500 долл. Тогда общий показатель по экономическим параметрам Еэп = 5500:5150 = 1,068, т.е. больше 1. Это значит, что по экономическим параметрам создаваемое изделие уступает изделию конкурента.

 

Тем не менее следует рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности:

дК = 1-110р=1 01>1 1,068

Итак, предварительное моделирование уровня конкурентоспособности еще на стадии создания товара позволяет принять очень важное решение об инвестировании средств как на проведение НИОКР, так и на создание соответствующих производственных мощностей.

 

Но только этим не ограничиваются усилия по созданию конкурентоспособного товара. Необходимо еще так управлять работой по обеспечению конкурентоспособности, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между основными элементами конкурентоспособности — качества, издержек производства, экономичности и послепродажного обслуживания.

Что же означает понятие «управление конкурентоспособностью»?

 

Как известно, сами элементы конкурентоспособности — многофакторные величины, которые могут рассматриваться как самостоятельные объекты управления. Так, на размер издержек производства влияют стоимость и качество сырья, электроэнергии, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, уровень автоматизации производства и  зарплаты персонала, производительность труда, управленческие затраты и т.д. Эти же факторы в разной степени влияют на качество производимого товара, его экономичность, уровень обеспечения послепродажного обслуживания.

 

Таким образом, управление конкурентоспособностью продук ции предполагает целенаправленное воздействие на всю систем управления предприятием, начиная с производства и кончая сбытом для соблюдения высокого качества товаров.

 

Но здесь правомерен вопрос: Как увязать это с основной целью деятельности фирмы? Многие годы такой целью для частных ком паний являлась максимизация прибыли. Но уже с конца 1950-х гг. в качестве главной цели стала выдвигаться задача приоритетного внимания разработке, производству и сбыту конкурентоспособной продукции — своего рода философия качества. Такой подход получил наиболее широкое распространение в Японии.

 

В настоящее время этот подход приобрел новое содержание, когда на второй план отошли такие задачи, как проведение статистического контроля качества, организация на фирмах кружков контроля качества и т.п., а на первый план вышли задачи, связанные с ориентацией на долговременный успех, на потребителя.

 

Качество, издержки производства и организация производственных процессов должны рассматриваться в комплексе и оцениваться по конечному результату — конкурентоспособности продукции. Системный подход к управлению конкурентоспособностью стал применяться в 1970-е гг. Наибольшее распространение получили подходы, реализованные в системе управления конкурентоспособностью компании «Форд мотор» и системе «Канбан» японской фирмы «Тойота».

 

Система, предложенная «Форд мотор», осуществляет переход от контроля уже изготовленных узлов и деталей к контролю за ходом всего производственного процесса с акцентированием внимания на предупредительных мерах по обеспечению качества еще на выборе сырья, комплектующих изделий и т.д.

 

Цель системы «Канбан», называемой также Just in time (точно вовремя) — снижение издержек производства за счет изготовления необходимых деталей требуемого качества в нужное время и в необходимом количестве. Это достигается оперативным регулированием объема и номенклатуры производства, обеспечивающим гибкую адаптацию к изменениям спроса на рынке. На каждого работника возлагаются задачи самостоятельного контроля за качеством изготавливаемых деталей.

 

Реализация такой системы позволяет также существенно сократить издержки, связанные с проведением транспортно-складских и снабженческо-сбытовых работ. Главная черта этой системы — гибкость, направленность на конечный результат, на который ориентирована вся производственная деятельность фирмы.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets