Исторические этапы развития маркетинга | Вопросы маркетинга

Исторические этапы развития маркетинга

Исторические этапы развития маркетингаИсторию маркетинга можно представить как последовательность этапов. Начало каждого этапа ознаменовано каким-то важным изменением во взглядах на маркетинг. Итак, маркетинг возник в США в самом начале XX века. Первоначально он представлял собой особый подход к сбытовой и коммерческой деятельности отдельной фирмы на рынке. В основе политики предприятий в то время лежало стремление оптимизировать производство.

 

Соответственно стратегию маркетинга тех времен называют производственной. В основе этой стратегии лежит использование возможностей повышения сбыта, которые заложены в самом производстве.

 

Естественно, в этом случае главной задачей было снижение цен товара за счет снижения издержек на его производство, а также повышение качества товара. Понятно, что низкая цена — это очень важное преимущество товара, хотя и не единственное его возможное преимущество.

 

Но совершенно точно можно утверждать, что снижение издержек — это практически единственные средства увеличения сбыта, которые непосредственно зависят от производства. С 30-х годов прошлого века из-за стремительного роста количества аналогичных товаров и насыщения рынка предприятия начали больше внимания уделать продвижению товара.

 

Именно в это время начинает формироваться .торговая концепция маркетинга, в соответствии с которой основное внимание должно уделяться продвижению товара от производителя к потребителю.

 

Приблизительно в 1950-х годах в маркетинге впервые возникает идея целенаправленного формирования спроса. Если ранее маркетинговая деятельность заключалась в основном в выяснении того, чего хотят потребители, то, начиная с этого времени, отдельные фирмы пытались не только удовлетворить их потребности, но и сформировать их.

 

В таком переосмыслении маркетинга не последнюю роль сыграло то, что многие фирмы в это время стремились развить и усилить свои сбытовые отделы. А потому характерно появление попыток, направленных на активное воздействие на рынок.

 

В 60-х годах прошлого века существенно расширяется сфера маркетинга с точки зрения деятельности предприятия в целом; пик этого процесса пришелся на 1980-е годы. Теперь маркетинг становится очень важным средством в планировании деятельности предприятия в целом, а не только его сбыта. Маркетинг постепенно начинает рассматриваться как особая философия бизнеса, которая определяет стратегию и тактику деятельности фирмы на рынке.

 

Маркетинговая политика становится основанием для принятия наиболее важных решений, ка: сающихся капиталовложений, использования прочих ресурсов, в том числе рабочей силы, НИОКР, сервисного обслуживания, дизайна и т. д. Таким образом, маркетинг становится единой системой, при помощи которой предприятия согласовывали действия производства и сбыта на основе стремления удовлетворить потребности рынка и его участников.

 

В это же- время возникают такие новые сферы маркетинга, как, например, маркетинг личностей или интеллектуальной собственности. Если раньше объектом маркетинга в основном были обычные товары, то, начиная со второй половины XX века, товаром становится то, что в обычном смысле товаром не является.

 

В частности, активно начинают «продавать» себя политики и культурные деятели: то, что раньше воспринималось как не имеющее непосредственного отношения к экономике и бизнесу, постепенно коммерциализируется, становится не только оплачиваемой деятельностью, но и особым биз-несом.

 

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets