Права потребителей | Вопросы маркетинга

Права потребителей

Права потребителейВ странах с развитой рыночной экономикой различные по­требители выступают на рынке не разобщено и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность това­ропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования.

 

Права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.
Суверенитет потребителя — это право и реальная возмож­ность в рамках имеющихся средств приобрести все, что потре­битель считает нужным, а также свободный выбор продавца, места, времени и других условий приобретения.

В современном мире движение потребителей в защиту сво­их прав приобрело широкое развитие. Используются издание различного рода журналов, реклама, проведение консультаций, независимые экспертизы товаров, предъявление исков на нека­чественные товары и услуги. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, культуре потребления.

 

Под давлени­ем этого общественного движения в большинстве государств при­няты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в следующих целях:
содействовать странам в борьбе с вредной деловой прак­тикой предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор при более низких ценах;
поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением това­ров и услуг.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США. В 70-е гг. опыт развития движения потребителей позво­лил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в ми­ровой практике к правам потребителей относят следующие:
1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основ­ных потребностей в условиях достаточного разнообразия пред­ложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.
2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).
3. Право на информированность о наиболее важных свойст­вах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумным выбор или принять решение.
4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и воз­мещение ущерба, связанного с их использованием.
5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защи­те своих интересов от государственных и общественных органов.
6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.
7. Право на здоровую окружающую среду, не представляю­щую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и гряду­щих поколений.

Защита основных прав потребителей в нашей стране обес­печивается Законом «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г.), деятельностью Госстандарта РФ, Госкомите­та РФ по антимонопольной политике и поддержке новых эко­номических структур, организациями потребителей, Международ­ной конфедерацией обществ потребителей.

Законом потребителям предоставлено право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, а если речь идет о продук­тах питания, то их состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. На товарах, потре­бительские свойства которых могут ухудшаться с течением вре­мени, должен быть указан срок годности и дата изготовления.

Обязательной сертификации подлежат товары для детей, про­дукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машинострое­ния и приборостроения бытового назначения. Требования обяза­тельной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия.
Праву потребителя соответствует обязанность продавца и изготовителя обеспечивать всю требуемую информацию.

 

Пре­доставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя. Купив товар с не оговоренными продавцом недостатками, потребитель вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков или воз­мещения расходов по их устранению; соразмерного уменьше­ния покупной цены; замены его товаром аналогичной марки или другой; возмещения убытков.

Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев, а для недвижи­мого имущества — не позднее двух лет со дня передачи то­вара потребителю.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества това­ров. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устра­нены в течение 20 дней с момента предъявления потребителем требований.

По товарам длительного пользования продавец и изготови­тель обязаны после предъявления потребителем требования немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему аналогичный товар с доставкой за свой счет.

По требованию потребителя продавец и изготовитель обя­заны немедленно заменить некачественный товар. В случае не­обходимости дополнительной проверки качества замена должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента предъявления требования. При отсутствии на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца.

Для зашиты своих прав потребитель может обращаться в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют раз­личные государственные органы в центре и на местах, в первую очередь Госкомитет по антимонопольной политике и поддерж­ке новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора.  При нарушениях прав потребителей они могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение таких предписаний налагать на изготовителей, продавцов и исполни­телей штраф, снимать отдельные товары с производства и за­прещать их реализацию.

Большие права по защите интересов потребителей предос­тавляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она при­звана защищать права потребителей в правительстве, государ­ственных и хозяйственных органах при принятии законов. Фе­дерация всячески содействует насыщению рынка товарами на­родного потребления, проводит независимую общественную экспертизу.

Для специалистов в области маркетинга знание и обеспече­ние выполнения прав потребителей является принципиально важным элементом в их практической деятельности. Прежде всего, речь идет о реальном предоставлении выбора возможно­стей удовлетворения нужд потребителей. Выполнение этих за­дач основывается на следующих процедурах маркетинга:
понять потребителей и определить сферу их интересов — работа проводится на основе специальных исследований, сегментации рынка, моделирования поведения потреби­телей;
обеспечить наличие выбора — создаются предпочтения и приоритеты, основанные на различиях потребительских функций товаров, цены, производителей товаров, а также мест и условий продажи;
предоставить информацию о наличии выбора товаров -  используются средства массовой информации, реклама, различные методы стимулирования продаж.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets