Система показателей коньюктуры рынка | Вопросы маркетинга

Система показателей коньюктуры рынка

Система показателей коньюктуры рынкаПредставленная ниже система показателей охватывает важнейшие стороны оценки рыночной конъюнктуры*.

1. Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и при распределении отдельных товаров продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам:

1.1. объем, структура и динамика предложения;

1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность предложения.

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и при распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам:

2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

2.3. эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка:

3.1. соотношение спроса и предложения;

3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

3.3 товарная структура товарооборота (продажи, услуг);

3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура продавцов по формам собственности;

3.6. структура покупателей (оптовых—по формам собственности, розничных—во социально-демографическим и другим потребительским признакам);

3.7. региональная структура рынка.

* Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистка, 1995. С.39—40.

4. Тенденция развития рынка:

4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка:

5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

6. Региональные различия состояния и развития рынка:

6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения);

6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

7. Деловая активность:

7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика сделок;

7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск:

8.1. инвестиционный риск;

8.2. риск принятия маркетинговых решений:

8.3. риск случайных рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продаж);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, доля в общем объеме рынка;

9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продаж);

9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Анализ конъюнктуры конкретного товарного рынка можно проводить двумя путями в зависимости от целей исследования:

¦ для выяснения тенденций и темпов развития конъюнктуры за какой-то период на основе анализа динамики конъюнктуры за этот период;

¦ для определения конъюнктуры на текущую дату на основе анализа состояния конъюнктуры с определением фазы экономического цикла и примерного места внутри фазы.

Анализ конъюнктуры товарного рынка и изучение требований потребителей состоит из следующих этапов:

¦ из всей совокупности факторов и показателей выделяются составные элементы, отдельные оценки, статистические показатели. Затем строятся динамические ряды по каждому показателю, что дает возможность отразить действия соответствующего фактора в прошлом, настоящем и будущем на основе имеющихся оценок и прогнозов;

¦ определение значимости и степени воздействия основных конъюнктурообразующих факторов с построением динамических рядов с учетом изменения влияния каждого из факторов на конъюнктуру в прошлом;

¦ рассмотрение всех факторов в их взаимодействии как единого целого. При этом, во-первых, определяется общий результат воздействия (следовательно, и поведение конъюнктуры), а во-вторых, выявляются место и роль каждого из анализируемых факторов в формировании конъюнктуры.

Анализ конъюнктуры отдельного товарного рынка позволяет правильно сделать прогноз, предсказать его изменения. Фактически прогноз товарного рынка есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах, при условии выполнения сформулированных гипотез, с целью выработки маркетинговых рекомендаций для выбора соответствующей политики поведения фирмы на рынке.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets