Конкуренция | Вопросы маркетинга

Конкуренция

КонкуренцияНи один рынок невозможно .представить себе без конкуренции. Это настолько же естественное для рынка качество, как и влажность для воды. Там, где нет конкуренции, нет и рынка.

 

Конкуренция — это преимущественно полезное явление. Именно конкуренция и борьба за потребителя заставляет производителей совершенствовать свои товары, снижать цены, улучшать сервис.

 

С точки зрения маркетинга целесообразно различать ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовой называют конкуренцию, при которой продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. В этом случае продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену, используя ее тем самым как гибкий инструмент.

 

Гибкость же цены как маркетингового инструмента объясняется тем, что цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако такое поведение имеет и свои недостатки, поскольку конкурентам легче всего дублировать политику предприятия, просто копируя его стратегию.

 

А это приводит к тому, что все усилия предприятия практически сводятся на нет: если товар конкурентов стоит столько же и не отличается по своим качествам, то будут ли потребители отдавать свое предпочтение какой-то одной марке?

 

Кроме того, использование ценовой конкуренции затруднено в силу того, что правительство очень часто следит за ценовыми стратегиями. Хотя за последние годы широкое развитие получили иные, неценовые факторы конкуренции, цена по-прежнему сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывая очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

 

Неценовая конкуренция, наоборот, минимизирует цену как фактор потребительского спроса: товары или услуги выделяются при помощи их продвижения, создания более привлекательной упаковки, наличия преимуществ в поставке и сервисе, доступности и др. Было бы неправильно полагать, что между неценовой конкуренцией и ценой нет прямой связи.

 

Между ценой и наличием особых качеств у товара наблюдается следующая закономерная связь: чем более уникальной оказывается с точки зрения потребителей продукция, тем больше у предприятия возможностей установить цены более высокие, чем цены конкурирующих товаров. Воздействие на кривые спроса потребителей в этом случае осуществляют, делая упор на отличительных особенностях свой продукции, что обычно приводит к увеличению сбыта при данной цене: предприятие начинает продавать первоначальное количество товара, но уже по более высокой.

 

Основной риск неценовой конкуренции состоит в том, что потребители не всегда станут рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, в целом аналогичны более дорогим.

 

 

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets