Финансовый анализ предприятия | Вопросы маркетинга

Финансовый анализ предприятия

Финансовый анализ предприятияПроведение финансового анализа осуществляется в три стадии.

Первая — подготовка исходных данных для всесторонней оценки производственной программы.

Вторая — подготовка исходных данных, используемых при финансовом анализе.

Третья — расчет показателей самого финансового анализа, их интерпретация и сравнение с аналогичными показателями, полученными за прошлые годы, либо с нормативными значениями (если таковые заданы).

 

Подобный подход рассчитан для условий полного самофинансирования деятельности предприятия. Во всех других случаях, когда роль головной компании в финансировании производственной деятельности проявляется в значительной степени, предприятие формирует базу исходных данных, используемых для финансового анализа, совместно с соответствующими функциональными подразделениями центрального аппарата компании.

 

Формирование бюджета, в первую очередь, предусматривает определение его доходной части в соответствии со структурой ожидаемых доходов.

 

Доходы предприятия формируются за счет следующих источников:

- реализация товаров, работ и услуг по основной производственной деятельности,

- реализация товаров, работ и услуг по другим видам производственной деятельности,

- реализация активов,

- доходы от участия в деятельности других предприятий,

- доходы от внереализационных операций.

 

Жизнь убедила, что без плана невозможно добиться согласованных действий в рамках организации, поддерживать приоритеты важнейших направлений деятельности не в ущерб другим. Без планирования извращается сущность контроля, который без учета ориентиров, определенных в процессе планирования, превращается в фикцию.

 

Процессу планирования предшествует, как известно, прогнозирование. Менеджер не пророк и не может предсказать будущее. Он должен иметь обоснованное мнение о возможном будущем. Прогноз представляет собой предсказание предстоящих событий, а планы — реакция на потенциально реальные события на перспективу. Точные прогнозы трудно сделать из-за быстрых изменений деловой среды. Чем короче прогнозируемый период, тем больше вероятности, что предлагаемые оценки будут точны. Впоследствии прогнозы целесообразно сравнивать с тем, что произошло фактически, чтобы корректировать дальнейшее прогнозирование.

 

Главное в планировании — это выбор целей и определение системы действий для их достижения. Для этого необходима обширная информация о ходе собственного бизнеса и внешняя информация из деловой среды. Долгосрочное, перспективное планирование определяет стратегию управления фирмой. Краткосрочное планирование, обеспечивающее тактику действий, обычно конкретизирует основной план в ближайшие периоды. Любой процесс планирования начинается с определения целей, продолжается конкретизацией действий, направленных на достижение этих целей, и установлением контрольных показателей в ключевых областях деятельности.

 

В настоящее время в российских коммерческих структурах встречается текущее, оперативное планирование, нежели стратегическое. Между тем это последнее и является главным фактором в конкурентной борьбе за место на рынке, за выживание, если, конечно, оно проводится на практике в соответствии с современными стандартами.

Стратегическое планирование реализуется руководством компании. Обычно им занимается совет директоров с участием отдела планирования. Одновременно в рамках планирования может происходить разработка, уточнение, конкретизация стратегии фирмы.

 

И стратегические, и текущие планы не носят жесткий характер и модифицируются в результате происходящих изменений. План выступает ключевым инструментом бизнеса. Менеджер совместно с коллективом составляет планы для подразделения, вытекающие из стратегии, разработанной руководством фирмы, но исходящие из особенностей локальных условий и целей. Устанавливаемые задачи могут уточняться, но всегда должны быть конкретными и выполнимыми. В разработке и реализации планов призван участвовать весь коллектив, поэтому необходимо вовлечение сотрудников всех уровней управления в процесс планирования.

 

Стратегическое планирование выступает важнейшей составной частью стратегического управления рыночной деятельностью. В стратегическом плане находят отражение: условия и оценка среды, которые предопределяют распределение ресурсов; выявление сильных и слабых сторон фирмы, ее возможностей, предполагаемых угроз, проистекающих из внешней среды, уточнение стратегии в целях реализации вновь возникающих рыночных возможностей; оценка временного интервала стратегических действий и ожидаемые результаты.

 

Стратегическое планирование должно широко использоваться при разработке перспектив. В его рамках: формулирование задач и целей фирмы; анализ состояния рынка, конкурентоспособности и потенциала фирмы в каждом отдельном сегменте рынка; стратегия развития хозяйственного портфеля: внесения стратегических изменений в них в процессе реализации; прогнозирование предполагаемых финансовых рельзультатов. Поставленные задачи определяют всю хозяйственную деятельность. При этом принимаются во внимание возможности внешней среды, внутренние проблемы и имеющиеся ресурсы.

 

Характеризуя значение стратегического планирования, следует отметить, что оно является единственной возможностью прогнозирования возникновения в будущем новых проблем и потенциалов. Оно обеспечивает руководству инструмент формирования плана на длительную перспективу, позволяет видеть и оценить будущее, помогает определить самые эффективные пути возможных действий для достижения намечаемого, значительно ограничивает риск при принятии решений, мобилизует коллектив на достижение общих целей.

 

Не только теория, но и практика подтверждают, что стратегическое планирование приводит к высоким результатам в бизнесе. Такое планирование ведет к росту производительности труда, создает условия для удовлетворения работой, формирования хорошего психологического климата. Планирование имеет своим исходным пунктом общую цель организации, обозначаемую как миссия фирмы. Постановка и реализация целей плана нужны для осуществления этой миссии. Выработанные на основе миссии цели выступают в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

{PAGEBREAK}

Миссия детализирует статус компании, помогает определять направление, главные ориентиры для выявления целей и стратегии на различных организационных уровнях. Миссия фокусирует задачи фирмы с точки зрения основных предоставляемых товаров и услуг, важнейших рынков и технологий, характеризует воздействие внешней среды на рабочие принципы фирмы, свидетельствует об уровне культуры бизнеса, ее внутреннего устройства, психологического климата.

 

Миссия предприятия должна отличать его от конкурентов как в глазах общества, так и коллектива, четко определять намерения, юридические нормы, практические подходы руководства. На формирование миссии оказывают воздействие запросы и культура потребителей, клиентов, общий уровень бизнеса, профессионализм коллектива, интуиция, опыт руководства. Миссия позволяет разработать генеральную линию в бизнесе, структуру организации, программу повышения уровня квалификации сотрудников. Уточнение ее в соответствии с изменяющимися обстоятельствами выступает важным элементом стратегического мышления.

 

Точный и правильный выбор миссии имеет первостепенное значение. Определение в качестве главного в ней достижения прибыльности, высокой рентабельности бизнеса сужает возможности руководства рассматривать альтернативные варианты при принятии управленческих решений. При такой ситуации ключевые факторы могут оказаться в тени, и принятые решения приведут к низкому уровню эффективности деятельности фирмы. Выбор же слишком широкомасштабной миссии, в свою очередь, способен повредить успеху дела.

 

Определение и формулирование миссии — ключевой момент в деятельности любой рыночной организации. С одной стороны, миссия фирмы служит основным источником формирования корпоративной культуры, системы ценностей, принятых в компании, а с другой она задает ориентиры для постановки задач по отношению к внешней среде. Формулировка миссии компании призвана также обозначить взаимоотношения организации и внешней среды. Такой подход обусловлен тем, что организация — открытая система и она сможет выжить, только если будет удовлетворять какую-то потребность вне себя самой.

 

При выборе миссии необходимо ответить на два вопроса:

Кто клиенты фирмы? Какие потребности клиентов фирмы мы можем удовлетворить? Например, на российском рынке компания «Довгань» выделяется четко сформулированной и социально-значимой миссией — «обеспечение потребности покупателей в качественных отечественных продуктах питания».

 

На основе выработанной миссии формулируются и устанавливаются цели организации, обеспечивающие успех компании. Выбранные цели должны удовлетворять следующим критериям:

- конкретность;

- ориентация во времени;

- достижимость.

 

Все эти критерии направлены на повышение эффективности деятельности организации, поскольку основным является достижение поставленных конкретных целей в намеченный срок. Остановимся подробнее на ключевых разделах стратегического плана компании. Первым в стратегической программе дается изложение стратегических целей. Речь идет об основополагающем документе, концепции стратегического развития компании, в которой фирма характеризует область своей деятельности, свой базовый рынок, излагает свои руководящие принципы в отношении экономических и неэкономических показателей.

 

Этот документ важен как для внутренней, так и для внешней деятельности фирмы. Внутри фирмы он обеспечивает персоналу понимание целей фирмы и помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры. Во внешней сфере он способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую экономическую роль она собирается играть и какого восприятия со стороны клиентов и общества в целом она добивается.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets