Торговые дома в системе оптовой торговли | Вопросы маркетинга

Торговые дома в системе оптовой торговли

Торговые дома в системе оптовой торговлиКак отмечают большинство отечественных и зарубежных исследователей, торговый дом — представляет собой крупную оптово-розничную фирму, трансформировавшуюся из товарных бирж и интегрированную в сферу производства и финансов.

Родиной первых торговых домов по праву считается Япония. Они появились там примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл магазин, который можно назвать первым торговым домом, где он проводил политику, предвосхитившую на 250 лет то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно: стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства. Он ввел принцип возврата денег за некачественный товар без всяких условий, резко увеличил ассортимент товара для покупателей.

В отечественной коммерческой практике, согласно положениям нормативно-правовых документов, впервые торговые дома были упомянуты в постановлении Совета Министров СССР от 02.12.1988 № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций». С выходом в свет постановления Совета Министров СССР от 20.07.1990 № 712 «О совершенствовании розничной торговли и оказании услуг за иностранную валюту на территории СССР» появилась более серьезная правовая основа для создания торговых домов.

В дореволюционной России торговым домом называлась торговая, торгово-промышленная и даже чисто промышленная юридическая структура, которая образовалась в форме полного товарищества и часто представляла собой семейное предприятие, т.е. термин «торговый дом» имел скорее юридическое понятие, чем экономическое.

Некоторые современные экономисты считают, что термин «торговый дом» правомерно использовать при характеристике внешнеэкономической деятельности. В этом случае под торговым домом понимают крупную внешнеторговую фирму, которая ведет операции купли-продажи за свой счет.

Термин «торговый дом» может применяться и в отношении фирм, действующих на внутреннем рынке, имеющих разветвленную сеть розничных магазинов, крупных универмагов, торговых центров, которые к тому же осуществляют производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.

Как отмечает проф. А. В. Зырянов, торговый дом — многоцелевое образование, он вправе экспортировать и импортировать любые товары, проводить обмен ими. В его компетенции находится приобретение предприятий, сдача в аренду оборудования, предоставление кредита, создание нового производства. Его клиенты могут воспользоваться самым широким кругом соответствующих услуг: финансированием перевозки продукции, страховки, сервисом, ремонтом и т. д.

 

Торговые дома проявляют готовность заниматься всем: не только посредническими, но и производственными операциями. Крупные торговые дома организовываются как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы. Некоторые торговые дома имеют специализированный характер (Центральный крестьянский торговый дом). Другие торговые дома помимо своей основной деятельности оказывают услуги:

— коммунально-бытовые,

— прокат оборудования и транспортных средств,

— транспортировку, складирование.

Появление в отечественной инфраструктуре товарного рынка торговых домов было обусловлено процессами трансформации экономики в процессе становления рыночных отношений и изменения характера биржевой деятельности в стране. Поэтому целесообразно рассмотреть эволюционно процесс возникновения и трансформации торговых домов за недолгий путь их развития (1992—1995 гг.).

Возникает вопрос, почему реальность нашей экономики востребовала такое образование, как торговый дом. Ответ, на наш взгляд, в том, что возможности торговых домов действительно широки. Мировая практика показала, что результативность торговых домов в условиях нестабильной экономики, ее реформирования и обусловленного этим дефицитом товаров и услуг на рынке очень высока, как и прибыли организаторов. Мы это видим на практике по насыщению рынка товарами и услугами, к сожалению, пока, как правило, импортными, но тем не менее результат очевиден. В чем секрет?

Во-первых, нет каких-либо жестких ограничителей, как по товарной специфике, так и по форме продаж — опт, розница. Возможен широкий спектр организационных форм оптовых и мелкооптовых продаж — аукционы, выставки, ярмарки, бартер, посредничество и пр. Во-вторых, возможность предоставления комплекса различных услуг: маркетинговых исследований рынка (пока это только перспектива), послепродажное и предпродажное обслуживание, транспорт-но-фрахтовые услуги, услуги по хранению, экспертиза товаров и консультирование, таможенные услуги и пр.

 

В-третьих, разработка прогнозов конъюнктурных обзоров рынка региона по той или иной номенклатуре товара или услуги. В-четвертых, торговые дома активно влияют на производство для удовлетворения нужд рынка, трансформируя сбытовую стратегию последних в маркетинговую и изменяя структуру производства. В-пятых, изменение структуры производства объективно требует дополнительных инвестиций в производство, на которое так неохотно идут сегодня банки и которое компенсируется торговыми домами за счет ссуд торгового капитала.

Таким образом, исходя из круга решаемых задач можно сказать, что торговый дом — торгово-посредническая структура, осуществляющая торгово-закупочные операции с предоставлением клиентам широкого спектра услуг и с активным влиянием на производство.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets