Оценка политической ситуации в стране в составе мероприятий международного маркетинга по Файеррабенду | Вопросы маркетинга

Оценка политической ситуации в стране в составе мероприятий международного маркетинга по Файеррабенду

Оценка политической ситуации в стране в составе мероприятий международного маркетинга по ФайеррабендуВ маркетинге довольно популярно, но и не бесспорно утверждение, что риск является душой коммерческой деятельности, но коммерческий риск и риск политический имеют очень существенную разницу.

 

Уровень риска имеет широкие пределы вариации — от полной потери собственности до задержки в прохождении товаров через таможню. Потеря собственности может произойти четырьмя способами: конфискация, экспроприация, национализация, постепенный выкуп.

 

Конфискация не требует ничего, кроме государственного постановления, никаких платежей и компенсации потерь фирма не получает. Экспроприация отличается только выкупом части активов. Конфискации и экспроприации наиболее часто происходят в отраслях добывающей промышленности.

Очень немногие фирмы получают удовлетворительные размеры компенсации. Как правило, последние не обсуждаются, а назначаются правительством.

Национализация представляет собой процесс, в результате которого государство приобретает контроль за собственностью фирмы или банка, национального или иностранного.

Для обеспечения постепенного выхода собственности зарубежных фирм государство должно оказать на них определенное давление, принудить разработать и осуществить план девестификации собственности (продажа акций национальным юридическим и физическим лицам) с определением сроков и этапов.

 

При этом фирма имеет возможность определять свои условия. В этот переходный период может быть осуществлена регламентация найма местного персонала, требований к техническому уровню производства, а также форм и процедур экспорта продукции.

В качестве советников по вопросам измерения степени политической нестабильности можно привлекать частных лиц, сотрудников посольств, министерств иностранных дел у себя на родине и т. п. Привлечение внешних консультантов (не сотрудников фирмы) имеет то достоинство, что ими может быть доступна уникальная информация. Недостаток заключается в невысоком уровне надежности.

 

Но в конечном счете привлекаемый для консультаций специалист по маркетингу должен дать ответ на следующие вопросы:

1. Какова политическая структура в данной стране?

2. Как граждане, партии и группы давления участвуют в разработке и принятии политических решений?

3. Какова политическая философия нынешнего правительства этой страны? Как она осуществляется?

4. Какова философия политической оппозиции?

5. Как настроено правительство по отношению к иностранному бизнесу?

6. В чем заключается различие подходов правительства при регулировании местного и иностранного бизнеса?

7. Какова история взаимоотношений правительства данной страны и иностранного бизнеса?

8. Каковы политические взаимоотношения правительств, участвующих в бизнесе страны?

9. Какую роль, по мнению правительства, должен играть частный бизнес?

10. Как правительство стимулирует (ограничивает) деятельность частного бизнеса и иностранных инвесторов?

11. Что может быть потенциальной причиной национализма в данной стране?

12. Каковы специфические риски потерь собственности или контроля над активами?

13. Какими путями можно достичь взаимовыгодного сотрудничества между инофирмой и правительством?

14. Каковы возможные причины смены правительства или его политики?

15. Является ли иностранная фирма или продаваемые ею продукты политически уязвимыми?

Получение информации по указанному перечню вопросов позволит принять более правильное решение.

Другой способ — использовать индекс политической нестабильности, рассчитываемый политологами. Особенно хороши эти индексы тем, что они позволяют проводить достаточно строгие международные сопоставления и делать на их базе выбор в пользу проникновения в пределы той или иной страны или того или иного рынка.

Примером удобного инструмента анализа является индекс Файеррабенда. Он представляет собой трехзначное число, оценивающего силу дестабилизирующих событий, имевших место в течение недавнего времени. Обычно используют следующие данные:

1. Выборы.

2. Продолжительность периодов, в течение которых правительство находилось в отпуске.

3. Число конфликтов с неправительственными организациями.

4. Оппозиционные партии.

5. Действия государства против значительных оппозиционных групп.

6. Локальные забастовки.

7. Общие забастовки

8. Микродемонстрации.

9. Макродемонстрации.

10. Микровосстания.

11. Макровосстания.

12. Аресты значительных персон.

13. Заключение в тюрьму значительных персон.

14. То же, но для незначительных персон.

15. Убийства, их почва, характер, частота, расследуе-мость.

16. Применение смертной казни.

17. Терроризм и саботаж.

18. Партизанские войны.

19. Гражданские войны.

20. Дворцовые перевороты.

21. Революции.

22. Ссылки.

Изменение политической среды не всегда происходит в условиях нестабильной политической системы.

Чтобы избежать всяких неожиданностей, необходимо пользоваться индикаторами политической уязвимости положения фирмы или ее товаров на рынке.

1. Находится ли поставка сырья и других ресурсов под влиянием политических дебатов?

2. Зависят ли другие (местные) фирмы от поставок продукции иностранной компании?

3. Рассматривается ли продукт фирмы в качестве социально значимого (лекарство, лабораторное оборудование)?

4. Значим ли продукт для национальной обороны (транспорт, средство связи)?

5. Связан ли продукт со средствами массовой коммуникации (полиграфия, радиооборудование)?

6. Требует ли использование продукта разрешения местных властей?

7. Является ли продукт потенциально опасным (взрывчатка, наркотик)?

8. Сопряжено ли производство с возможной утечкой резервов иностранной валюты?

Некоторые фирмы достигают хороших отношений с местными правительствами, напоминая своему персоналу, что они здесь гости и должны вести себя подобающим образом. Хотя это требует затрат, ввоз капитала, квалифицированного персонала и ноу-хау осуществляется так, чтобы наилучшим образом влиять на экономику принимающей страны.

Ввоз капитала сам по себе благоприятствует улучшению платежного баланса, наем местной рабочей силы способствует стабилизации занятости, экспорт произведенной продукции улучшает торговый баланс. Социальные и культурные блага проистекают из поддержки местных культурных институтов, школ, строительства социальной и производственной инфраструктуры.

Система законов составляет правила политической и экономической игры. Американские бизнесмены довольно часто шутят: «В ФРГ по закону все запрещено, кроме того, что разрешено, во Франции все разрешено, кроме того, что запрещено, в РФ все запрещено, включая и то, что разрешено, в Италии по закону все разрешено, в особенности то, что запрещено».

 

Это можно воспринимать с улыбкой, но это соответствует действительности. В настоящее время не существует международного коммерческого суда. Все политические институты, с которыми имеет дело маркетинг, сугубо национальные. Иностранные фирмы, как правило, находятся в плохом положении, когда затевают какое-нибудь дело против местного правительства или фирмы в национальном суде.

 

Против них будут действовать общественное мнение и предрассудки судей. Законодательная дискриминация — правило с очень немногими исключениями. Даже добившись положительного решения, фирма не может быть уверена в том, что оно будет выполнено в соответствии с законом данного государства.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets